Фeврaля 2018 гoдa. Пxeнчxaн. Нa oлимпийскиx Aнтoн ДУКAЧ. Фoтo: noc-ukr.org
Пять спoртсмeнoв будут прeдстaвлять Укрaину нa чeмпиoнaтe мирa, кoтoрый прoйдeт с 24 пo 27 янвaря в нeмeцкoм Винтeрбeргe.
O тoм, кaкиe сюрпризы тaит в сeбe двoйнoй трaссa и гoтoвы ли к ним укрaинскиe сaнoчники, oб измeнeнияx, кoтoрыe прoизoшли в сoстaвe кoмaнды, пoслe тoгo, кaк нa Oлимпийскиx игрax, a тaкжe oб oтгoлoскax скaндaлoв, кoтoрыe пoтрясли нaш культуры и спoртa в Пxeнчxaнe, мы пoбeсeдoвaли с глaвным трeнeрoм сбoрнoй Укрaины Тaрaсoм Гaрцулoй.
OРГAНИЗAТOРЫ ГOТOВЯТСЯ К УXУДШEНИЮ ПOГOДЫ
— В янвaрe Eврoпу нaкрыли сильныe снeгoпaды, из-зa чeгo в скeлeтoнe дaжe был oтмeнeн этaп Кубкa мирa и чeмпиoнaт eврoпы, кoтoрыe дoлжны были прoйти в Кeнигзee. Кaк сeйчaс oбстoят дeлa с пoгoдoй в Винтeрбeргe?
— Кoгдa вы пришли сюдa нa прoшлoй нeдeлe, шeл снeг, oни oкaзaлись нa влaжнoсть и дуeт вeтeр. Нo зaтeм былa сoздaнa xoрoшaя сoлнeчнaя пoгoдa, мoрoз дo -10. Этo прaвдa, чтo вo втoрник придeт тумaн. Гoвoрят, чтo врeмя будeт мeняться. Мы сeйчaс трeнируeмся нa нeкoтoрыe трoпы, и eщe мы нe мoжeм тoчнo знaть, чтo прoизoйдeт. Синoптики oбeщaют снeг.
Мoжeт быть прoгрaммa умeньшить, нo нe думaю, чтo рeчь идeт oб oтмeнe кoнкурсa. Oднaкo здeсь oчeнь сильнo зaвязaнo нa тeлeвидeнии, прeдусмoтрeны прямыe трaнсляции, этo чeмпиoнaт мирa.
Пo крaйнeй мeрe, виднo, чтo oргaнизaтoры гoтoвятся к вoзмoжным уxудшeниям услoвий. Нa дняx сюдa привeзли рaбoчиx из другoй трaссы в Aльтeнбeргe. Тaк чтo oбслуживaющeгo пeрсoнaлa здeсь и сeйчaс в двa рaзa больше, чем обычно.
— Сколько трасс удалось осуществить ваши безопасности » в рамках международной тренировочной неделе в Винтерберге? Достаточно ли этого, чтобы быть готовым с особенностями местной трассы и, кстати, врать?
— Эта трасса была построена в конце восьмидесятых и начале девяностых годов из частной пива, фирма, которая держит свою бобслейную команду. Поэтому, это больше для бобслея, а не для санного спорта. Его сложность состоит в том, что она очень быстро. Мужчины во время соревнований не добраться до уровня выше 120 км/ч.
Нас было восемь официальных тренировочных дней, по три заезда в день. Это минимум, который установлен в правилах Международной федерации санного спорта (FIL). По крайней мере организаторы не могут дать и больше — не хотят. Во вторник уже начали предстартовые тренировки. Отмечу, что группа из самых сильных, это-15 у мужчин и Топ-12 женщин и двухместные экипажи получают стартовые номера с результатами розыгрыша. А спортсмены, которые находятся под 15-е место у мужчин, 12-й среди женщин, и среди пар, разыгрывают их в отдельный прибытие в начале которой они выходят в соответствии с его рейтинг в кубке мира.
— Стартовый номер может серьезно повлиять на конечный результат спортсмена?
— Да, тем более, что в Винтерберге. Здесь трасса очень длинная, мужчины на одноместных санях, проводят в ней переход из 52 секунд, между прочим, что является рекордом для местных склонов с 2015 года принадлежит наш Антон Дукачу, женщины — порядка 55. Добавьте к этому длинную финишную прямую, еще тридцать секунд, которые даются на обучение и вы получите две с половиной минуты на одного участника. Десять спортсменов — это 25 минут, двадцать — уже 50. Трассу готовят только до начала гонки, а лед с каждым спуском становится все хуже и хуже.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЫКНУТЬ К НОВЫМ САНЯМ, НУЖНО ПОЛТОРА-ДВА СЕЗОНА
— В Винтерберге, как вы заметили, в окне рекорд трассы до сих пор цифры 52,037, показанные Антоном Дукачем 7 февраля 2015 года, на этапе Кубка мира подростков. Что для спуска тогда был выпущен наш спортсмен, что еще даже и сильнейшие саночники мира не может его превзойти результат?
— Прежде чем Антон Дукач показали в Винтерберге этот результат является рекордным для трассы там стоял с 2007 года. В этот день, когда наш спортсмен установил новый рекордно короткое время, было очень холодно. Столбик термометра опустился до двадцати градусов. В более теплых условиях, многое зависит от полозьев, а в такой холод, лед становится очень твердым и металл уже не играет столь важную роль. Антон очень хорошие результаты показали по юниорам, к сожалению, тогда он получил травмы ноги, и все еще восстанавливается. После гонки, где он установил рекорд трассы в Винтерберге было уже два Кубка мира. Почему его результат так никто и не превзошел? Может быть, погода не благоволила. Год спуски там проходили под дождем, а с другой — при температуре +20. Лед очень мягкий, без этих скоростях.
В рейтинге Кубка мира Антон Дукач на одну позицию выше Андрея Мандзия, и наоборот, в последние десять очков вперед в кубке наций. И так, кто из них сегодня первый номер сборной Украины?
— Мы будем определять первый номер на чемпионате мира в Винтерберге. На национальном преимущество, чтобы сделать это не представляется возможным. Она проводится в Кременце. Там есть трасса для гонок, от 800 до 1000 м, а мужской старт на международном уровне — по крайней мере, 1200. Что касается чемпионата мира, то на одной трассе лучше выглядел Мандзий, на другой — Дукач. Позволю себе отметить только один момент. Антон, 24 исполнится в июле, а Андрей — менее чем через месяц будет 31. Я считаю, что с опытом на последняя нужно в дальнейшем, чтобы оторваться от Дукача.
— В этом сезоне уже четыре эстафеты, в трех из них в один ряд с Стецкив, Стахивым и Лысецким участие принял Мандзий, в одной — Дукач. Как будет определяться состав на чемпионат мира в Винтерберге?
— По решению тренерского совета Федерации санного спорта Украины, Кубки мира, которые мы поставили в эстафету спортсменов, которые лучше сделаны на этом этапе. Но на чемпионатах мира и европы, квартет формируется от решения тренеров, присутствовавших на месте соревнований. С женской мать-одиночка и человек из экипажа все еще с нами, альтернативы нет, но люди будут принимать решение, основываясь на рас непосредственно в Винтерберге.
— Как в целом можно оценить выступление ваших подопечных в первой половине сезона?
— Дело в том, что мы изменили сани Стецкив, Мандзию и Дукачу. А для того, чтобы привыкнуть к новому инвентарю, должны, по крайней мере года полтора-два сезона. Конечно, чемпионат мира важное начало, но вы должны уже сейчас начинать готовиться на следующие Игры. Именно это и является нашей основной целью. Плюс у нас новый двухместный экипаж. В прошлом сезоне все еще не существовала как таковая. Игорь Стахив и Андрей Лысецкий проводят первый совместный сезон на этом уровне, и они на самом деле молодежи. Трудно пока от них требуют высоких результатов. Но они значительно прибавил по сравнению с началом сезона.
— Если не ошибаюсь, это Стахив и Лысецкий на первом этапе Кубка мира уступает даже своих соотечественников юниорской двойке Игоря Гою и Мирославу Левковичу?
— В Инсбрук Лысецкому и Стахиву дать сани чуть помедленнее, что они просто пытались ехать вместе. В одноместных санях, каждый из них до этого выступал, но теперь они должны научиться, чтобы ездить в двойке и привыкнуть друг к другу. Двухместный экипаж — гораздо более сложный вид программы. Здесь оба управляют одни сани. Так что больших задач в этом сезоне мы перед ребятами не ставим, для начала они должны узнать больше треков вместе. Повторяю, прогресс по сравнению с началом — человек. На последнем этапе Кубка мира в Латвии, они уже смогли пересесть на новые сани. Кроме того, если на стартах во-первых, они в гонке теряли лидеров до двух с половиной секунд, то сейчас разница сократилась до восьми десятых.
ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ УЧАСТНИК ТРЕХ ОЛИМПИАД, МЕСТО В КОМАНДЕ НЕ ГАРАНТИРОВАНО
— В этом сезоне мы ни разу не видели матчей Александра Оболончика и Романа Захаркива, которые представляют Украину в течение последних двух Олимпиадах, и соперничавших с ними на поездку в Пхенчхан Ореста Соботу и Роман Радченкова. Оба экипажа попрощались с большим спортом?
— У них есть желание продолжать, но на данном этапе их общефизическая подготовка не устраивает тренерский штаб. Это не означает, что они никогда больше не действовать, все зависит только от них. Захаркив, например, в летнее время на обучение не на сто процентов, а потом не пришел на соревнования, которые проводятся у нас и в Украине. Несмотря на решение федерации, всех спортсменов, которые утверждают, что для того, чтобы попасть в сборную, обязаны в них участвовать. То, что ты участник двух или даже трех Олимпиад не означает, что тебе гарантировано место в команде.
Ребята думали, что с ними шутят, что им замены не найти. Как вы видите, нашли. Мы прилагаем все усилия, чтобы у нас все-таки хоть какой-то внутренней конкуренции, хотя это и трудно достичь при отсутствии соответствующей базы для обучения. Что касается Радченкова и Соботы, то они не имели зарплату в министерстве. Федерации их тоже ее предложить не может. А мальчики, по 21 году, должны быть в вашей жизни, чтобы зарабатывать. Вот они параллельно нашел себе работу. А в то же время сделать два дела сложно, поэтому они стали меньше тренироваться.
— Кроме того, я не вижу, мы сейчас в сборной Елена Шхумову, хотя, насколько я помню, именно он принес стране на билет на Олимпиаду 2018 года, и только по решению тренерский штаб был вынужден уступить место в команде Елена Стецкив. В конечном итоге обе наши саночницы все-таки удалось поехать в Пхенчхан. Но резонанс от этой истории получил и поклонников, вспомните. Шхумова также не продемонстрировали необходимой физической подготовки или его отсутствие в составе из-за других причин?
— После окончания Олимпийских игр до спортсменов были поставлены определенные задачи в соответствии с нормами TFP. И если Стецкив добавить пятьдесят процентов на этот компонент, а затем с Шхумовой оказалось наоборот. Она имеет склонность к набору веса компенсацию и с этим нужно бороться, но это не удалось. Знаете, это может быть поезд, а также присутствовать на тренировки, что и было в случае с Шхумовой. Она думала, что это трудная задача, что ее все равно повезут на соревнования. Но она ошибалась. Если Шхумова будет улучшить свою физическую форму, мы вернемся к разговору о попадании в сборную Украины. Хотя, даже если и лишен заработной платы, так как она проиграла в ежегодных конкурсах молодых девушек. В этом сезоне мы уже ссылки на наши налоги. Я имею в виду 19-летняя Елена Смагу, как и Юлиану Туницкую, которая на прошлой неделе выиграла серебро на чемпионате мира для юниоров на олимпийской трассе в Швейцарии. Эта спортсменка у нас идет по программе подготовки к III Зимним Юношеским Олимпийским играм-2020.
— Олимпиада — это сгусток времени, пространства и человеческих эмоций, как любит говорить бывший главный тренер сборной Украины по биатлону Василий Карленко. И так получается, что она оголяет проблемы, которые есть в тех или других видов спорта. После Пхенчхана хедлайнерами в этом отношении являются биатлонисты, а вот на втором месте шли сани в связи с лицензией Шхумовой, история с сделаны в гараже, снегоходы Мандзия и критики в адрес тренерского штаба со стороны самых названием саночницы в истории Украины Наталии Якушенко. Эти вопросы как-то обсуждаются или чтобы вывести их на эмоции, и это, что называется, не имеет значения?
— Выступление Якушенко по телевизору — это были чистые эмоции. Она сама, видимо, хочет работать в качестве тренера, но ничего не отвечает и ничего не делает для этого. Теперь что касается Шхумовой. По составу она сначала не поняла потому, что основная ставка у нас сделана на эстафету. Там спортсмен несет ответственность не только за свой результат, но и за результаты команды, так что он психологически труднее его удержать. Елена все остальное имел еще и проблемы с весом. И, как показали олимпийские игры, наши опасения на счет ее фазы были не беспочвенными. В первом вираже она ошиблась. Шхумова ехал в Пхенчхан не доказывает, что команда с ним будет лучше, а что лучше Стецкив. Может быть, это ошибка тренерского состава, изначально не нужно было ее включать в число кандидатов для участия в Играх. И тогда, чтобы не вспыхнул пожар внутри команды. Но никто и не думает, не может быть, что он находится в ее лучшая подруга в команде и в нашей жизни так много грязи выльет.
Относительно Андрея Мандзия, после чего он дал, то нашумевшее интервью в расстроенных чувствах, после того, как она упадет. Здесь следует отметить, что по решению соответствующей комиссии, программы подготовки к Олимпиаде в санном спорте видны четыре спортсмена. Это женщина — Елена Шхумова, один двухместный экипаж — Александр Оболончик и Роман Захаркив, и один мужчина — это Антон Дукач, который в мировом рейтинге по юниорам шел пятый и поставил рекорд трассы в Винтерберге. Именно поэтому они сделали выбор в его пользу. Андрей Мандзий результатов двух предыдущих чемпионатах мира для подготовки к Олимпиаде по линии Министерства молодежи и спорта не попали. И федерация приняла расходы, связанные с его участием в сборах и соревнованиях на себя, два раза отправляла на тренировки в Корее. Купить частей, которые он просил, чтобы усовершенствовать свои сани. Почему он их делал дома, а, скажем, не в студии, где базируется культуры и спорта в Тернопольской области, мне это наиболее интересно.
Я его спрашивал об этом. Он сказал, что только его дом является более удобным. Плюс Андрей, почему не упомянули, что это было показано комбинезонами и обувь. В конце концов, все, что он просил, чтобы ему. Если федерация не вложилась, а тренерский состав не включил его в команду, то он просто не отобрался бы на Олимпиаде в Пхенчхане. Но в СМИ все представлено очень по-разному. Так, как будто кто-то искал болото, чтобы залить его.
— Какой сейчас микроклимат в команде, все выше, вряд ли могло пройти бесследно?
— Теперь микроклимат нормально! Хочу заметить, что раньше в команде существует такая теория, что если ты много лет тренируешься и ездить на конкурс, так будет и дальше, и вас никто не может вытеснить из состава. Но мы доказали, что это не так. Спасибо молодежи, которая сделала большой шаг вперед и показал, что готов вступить во взрослый спорт. Да, не все розовое, есть ошибки, но это нормальный рабочий процесс. За год ничего не было сделано. Но то, что отставание от лидеров уменьшается, говорит о том, что мы на правильном пути.
Также следует сказать, что еще в 2011 году не имели покупке саней. В октябре 2017-го их купили. Но, как отметил в своем докладе для министерства, за время, которое осталось до Олимпиады, чтобы их не могли подготовить ни один профессионал. Инвентарь надо обновлять в течение двух-трех лет до Игры. Сани, как машина, садишься на новую, и она идет совсем по-другому. Но в машине есть тормоза, а в сани их нет и для этого вы должны быть морально готовы. Все это долгая и трудная работа.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине
СОСТАВ СБОРНОЙ УКРАИНЫ
Мужчины
Одноместные сани
Антон ДУКАЧ 30.07.1995 Львовской области.
Андрей МАНДЗИЙ 19.02.1988 Тернопольская область.
Двухместные сани
Андрей ЛЫСЕЦКИЙ 10.01.1998 Львовской области.
Игорь СТАХИВ 30.07.1999 Львовской области.
Женщины
Елена СТЕЦКИВ 15.06.1994 Львовской области.