Aнaстaсия Спaс. Фoтo: fie.org
В интeрвью для «СЭ» учaстник Oлимпийскиx игр в Риo 2016 и чeмпиoнкa eврoпы-2014 пo сoврeмeннoму пятибoрью 25-лeтняя урoжeнкa Дoнeцкa, a тeпeрь прeдстaвитeль киeвскoй ШВСМ Aнaстaсия Спaс oбъяснил, пoчeму рeшил смeнить спeциaлизaцию и пoйти нa фexтoвaниe.
— Нaстя, кoгдa мы oбщaлись гoд нaзaд, вы скaзaли, чтo oстaeтeсь пятибoркoй, a чeмпиoнaт Укрaины пo фexтoвaнию для вaс тoлькo рaзминкa пeрeд Кубoк мирa нa рoднoй спoрт. Кoгдa вы приняли рeшeниe, нaкoнeц, смeнa спeциaлизaции?
— Рeшeниe принимaлoсь в кoнцe прoшлoгo гoдa. Я дoстaтoчнo дoлгo думaл, прeждe чeм пoйти нa тaкoй шaг. Тaк мнoгo рaбoты прoдeлaнo и в пятибoрьe — жaлкo брoсaть. Нo, с другoй стoрoны, я видeл для сeбя бoльшe пeрспeктив в фexтoвaнии.
A рaзoрвaться нa двa типa нeрeaльнo, тaк чтo пришлoсь выбирaть. В прoшлoм гoду в фexтoвaнии у мeня былo достаточно успешным, и это также является важным аргументом в пользу последнего. Я посоветовалась со своими тренерами: в фехтовании — Михаилом Подольским, и в пятиборье — Дмитрием Сидоровым и Константин Кирпулянским. И добрались до окончательного решения, что я сосредоточиться на шпаге.
— Неужели никто не пытается вас удержать?
— Если я принимаю какое-то решение, оно мне было трудно убедить. Вокруг меня люди об этом знают, так что даже и попыток не делают.
— Честно признаться, я не помню случаев успешного перехода от современного пятиборья по фехтованию, по крайней мере, больших результатов в будущем. На чей опыт вы опирались?
— В последнее время такие примеры, может быть, и не было. Но лет 50-60-х, по истории для тренеров, были ребята из Венгрии и Швеции, которые стали чемпионами мира по фехтованию, и по современному пятиборью. Прежде чем можно сочетать два вида спорта, но сейчас это почти невозможно. Чтобы добиться успеха, нужно сосредоточиться на чем-то одном, вкладывать все свои усилия и работать с утра до вечера.
— Рискну предположить, что последний аргумент в пользу изменения в промышленности являются те проблемы, которые доставят вам последние несколько лет окончательный вид пятиборья — робот?
— Во-первых, проблемы у меня были со здоровьем. Одна травма за другой, я не успевала восстанавливаться. Во-первых, перелом бедренной кости до олимпийских игр в Рио-де-жанейро. Так что, на самом деле, я и не мог там нормально говорить. Затем из подколенной чашечки, порванные сухожилия, связки и еще кучу других вещей по мелочи. Да, не могу сказать, что с шпагой нет риска получить травму. Но, повторяю, это время, чтобы выбрать, и ограждения, оказался в большей степени моя стихия.
— В робота отсутствие прогресса связано исключительно с возможностями или все же в какой-то момент достигли предела своих физических возможностей?
— Мне трудно ответить на этот вопрос, его, наверное, было бы лучше адресовать тренерам. Раньше у меня был довольно высоких результатов в пятиборье. Но после того, как я уже сказал, начались травмы, и я так и не мог из них выйти, и вернуться к той форме, которая позволяла бороться за призовые места. Это также, безусловно, послужило поводом задуматься. Кроме того, обстоятельства изменились. Пятиборье, как и любой другой вид спорта, потому что не стоит на месте. Она меняется, приходят новые спортсмены. Все было динамично, и я тоже решила не останавливаться и идти вперед.
— Насколько сложно было адаптироваться к тому, что теперь вы должны фехтовать не один укол, как в пятиборье, а не пять или пятнадцать?
— Это абсолютно разные вещи. Когда фехтуешь на один укол, ты не можешь показать навыки или показать какой-то тактики. Здесь главное, концентрации и отработанные методы. В психологическом плане это сложнее. А пятнадцать вакцины — это как шахматная партия, кто обманет, кто кого перехитрит. Во время битвы он должен перейти часто, и это мне понравилось. Мне нравится, что в фехтовании надо постоянно думать. Это была его неотъемлемой частью.
— Вы второй год подряд на подиум в личных соревнованиях шпажисток на чемпионате Украины, что, в принципе, это достаточно трудно достичь. Но и на международной арене, в то время не мог пройти дальше 1/16. Как вы думаете, чего не хватает, чтобы бороться за более высокие места на этапах Кубка мира и «Гран-при»?
— Не достаточно, в первую очередь, опыт. Без него никуда. Международных и украинских соревнований различного масштаба, разное количество участников, и разного уровня мастерства. За рубежом трудно даже из «пули», чтобы выйти, ты борешься не то, что каждый бой, каждый выстрел! И то, что я в свой первый полный сезон в фехтовании упал в 32 на этапе Кубка мира, я думаю, для начала очень даже неплохо. По крайней мере, как поражение, я точно это не расценивала.
В Барселоне я фехтовала за вход в 16 нынешней чемпионкой Европы Катриной Лехис из Эстонии. Такие люди, как он действует в течение многих лет, и, конечно, мне трудно пока бороться с ними на одном уровне. Они полбоя находят твои слабые стороны и понимает, что с вами делать. Впереди у меня много работы. Я многих вещей еще не знаю, что даже страшно перечислять. (Улыбается).
— От тренировочного процесса в современном пятиборье для того, чтобы вы наиболее очень скучно, а для того, чтобы сказать: «я Рад, что этого больше нет в моей жизни»?
За комбайном не хватает однозначно. (Смеется). Что касается остальных видов… то, что я не в пятиборье, в конце концов, не означает, что я не могу бегать по улице или плавать в бассейне, последнее я делаю регулярно, и теперь, потому что я очень люблю. Не хватает, наверное, больше, чем все конкуру. Лошади просто так, где-то не поездишь, да и в этом смысла особого нет.
— Как отреагировали на ваше решение переквалифицироваться в фехтовальщицы коллег пятиборскому цеху?
— Многие удивлялись, конечно. Но если взять тренеров и тех спортсменов, которые более или менее знали мою ситуацию, их реакция была что-то вроде: «Ну, наконец-то!»
— В национальной сборной по современному пятиборью место вам гарантировано, так как других женщин такого уровня у нас в настоящее время практически нет. В шпаге же конкуренции, хотя, где два человека на место, если не больше. Не пугает?
— Не, так даже интереснее! Мы помогаем друг другу идти вперед. В пятиборье все наоборот, не только конкуренции, но даже и спарринг — дефицит, и это только тормозит рост результатов. Раньше у нас была сильная женщина команды. Но в один момент, не знаю по чьей вине (не хочу голословно никого обвинять), как-то так случилось, что от него почти ничего не осталось. Женщины не смогли заинтересовать, так что они продолжали. Себя тоже не могу винить, что у каждого своя жизнь и проблемы, которые нужно как-то решить. И в конце концов, теперь пришли с тем, что у нас есть, и команды, на самом деле, не. В фехтовании, да, есть конкуренция и это супер!
— Полуфинал последнего чемпионата Украины в Киеве, это был первый раз, когда вы фехтовали с олимпийской чемпионкой Яной Шемякиной? (Последнюю победу 15:14. — Прим. А. В.).
— Мы на тренировках часто фехтуем. Прошлой осенью встретились в финале чемпионата в Киеве. И у меня случиться, чтобы выиграть. Но тогда была немного другая ситуация. Яна только что вернулась из декретного отпуска, так что это все еще не находится в оптимальной физической форме. Сейчас, мне кажется, оказался классный бой. Яна показала свой реальный уровень мастерства. Было много интересных моментов, в общем, мне есть к чему стремиться.
— Какие самые яркие воспоминания останутся у вас на память о пятиборье?
— Конечно, в первую очередь это медали Юношеской Олимпиады в Сингапуре-2010. После этого юниорский чемпионат мира в Польше в 2012 году, когда я заняла второе место в личных соревнованиях. И, может быть, бронза уже взрослого чемпионата европы-2013. Это три самых ярких старт в моей карьере — по одной в каждой возрастной категории получить. (Улыбается). Были, конечно, успехи, и в миксте, и в командных гонках, и в эстафете, но все-таки личные медали являются более значимыми. Хотя, конечно, я с удовольствием вспоминаю наши с Викой Терещук победу на чемпионате европы в Венгрии-2014.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине