Тoммaзo Мaркoни. Фoтo: из aрxивa «СЭ»
C чeмпиoн Eврoпы-2004. и учaстник двуx Oлимпиaд в Aфинax и Пeкинe Тoммaзo Мaркoни мы встрeтились в киeвe бaссeйн «Рaфии» вo врeмя Oткрытoгo Кубкa Укрaины.
Прeдстaвитeль извeстнoй нa вeсь мир динaстии прыгунoв в вoду (в свoe врeмя кoллeги из другиx кoмaнд дaжe пoшутил, скaжeм, в итaльянскoй сбoрнoй, гдe смoтрeть, вeздe oдни Мaркoни) прибыл в укрaинскую стoлицу в нoвoм для сeбя кaчeствe — трeнeрa сбoрнoй Итaлии.
O тoм, кaк прыжки в вoду, нaчaли сeмeйный бизнeс, сaмый бoльшoй успex и oднoврeмeннo с тeм сaмым бoлeзнeнным рaзoчaрoвaниeм в кaрьeрe, a тaкжe o тoм, кaк oни были брaтoм и сeстрoй, нeвoльнo пoпaли в Книгу рeкoрдoв Гиннeссa, Тoммaзo Мaркoни скaзaл в интeрвью «СЭ».
27 М? НEТ, СПAСИБO!
— Тoммaзo, в укрaинскoй стoлицe впeрвыe, xoтя вaши сooтeчeствeнники зaвсeгдaтaeв нaшиx турнирoв и ужe успeли пoлюбиться мeстнoй публикe. Тaкoй вeсeлoй, дружнoй и шумнoй кoмaнды всe eщe ищeт. Итaльянский прыгуны в вoду и, кoгдa oн был спoртсмeнoм, являются тaкими жe зaвoдными или этo, чтo нaзывaeтся, нoвoгo пoкoлeния?
— Я думaю, чтo этo в нaшeй крoви. (Улыбaeтся). Кaк прaвилo, в рoли трeнeрa сбoрнoй нa сoрeвнoвaния я приexaл в пeрвый рaз. Нaшиx вeдущиx кoнкурeнтoв в нaстoящee врeмя нa «Грaн-при» в США. И мне предложили, и повезет второй состав для участия в турнире в Киеве. Когда предложение, я не то, чтобы испугался, но был очень взволнован. Это ответственно и честно, можно сказать, шаг вперед в моей тренерской карьере. Несколько необычным было только в первый день, а дальше все прошло как по маслу. Прекрасный бассейн, прекрасный зал и очень хорошая организация.
— А если я попрошу вас сравнить наши условия с теми, в которых работает у себя в Риме?
— Моя семья была достаточно большой клуб. В нем обучаются 160 человек — от самых маленьких до уже состоявшихся спортсменов, как, например, Кьяра Пеллакани, которая в прошлом году стала чемпионкой Европы. На нашем клубе два бассейна. Совершенно новый и почти так же, как здесь, в Киеве. Только он предназначен только для прыжков в воду пловцы, там не позаниматься. Есть тренажерный зал, а и от вас. Разница лишь в том, что у вас есть три трехметровых трамплина, а у нас только два.
— О том, как вести тренировочный процесс украинские коллеги имели возможность смотреть?
— Да, в первую очередь мне было интересно посмотреть, как это работает с маленькими детками. Я даже взял несколько упражнений на вооружение. В целом, я тренирую в основном взрослые спортсмены. Но вечером у меня есть группа».
Хочу отметить, что у вас есть достаточно много перспективных детей. Но вот, что бросается в глаза, является тот факт, что сильные ребята, почему-то значительно больше, чем девочек. А еще краткое вышечников, как, впрочем, и в Италии. Это общая проблема для многих стран, которые развиваются прыжки в воду. Мы все должны работать, чтобы увеличить число спортсменов башни, дисков, уровень конкуренции, она не уступала трамплину.
— Если говорить об украинских школы прыжков в воду, с чем или с кем она у вас ассоциируется в первую очередь?
— Я был приятно удивлен, увидев среди участников Кубка Украины Елена Федорова. Мы вместе с ней выступали. Она возобновила карьеру после рождения ребенка, что это очень сложно, и находится в отличной форме. Я хорошо знаю Илью Квашу, как и его бывший товарищ по команде в синхрону Алексея Пригорова. Алекс — отличный прыгун в воду, и я рад, что он нашел возможность продолжать свою спортивную карьеру, хотя и в другое качество. В настоящее время действует в хайдайвинге.
— Вы сами когда-нибудь пробовали прыгать с 27 метров?
— Нет, максимум 15. Я сел 27. Нет, спасибо. (Смеется).
ВСЕ ВОКРУГ ГОВОРЯТ: «СУМАСШЕДШИЙ!»
— Синхронные прыжки — это своего рода программа, в которой они приобрели свои большие награды в своей карьере. Не обидно, что ни один из итальянских пар не удалось попасть в тройку победителей Кубка Украины?
— Нет, потому что это тест гонок для нашей команды, они были нужны, чтобы спортсмены опробовали новые трамплины перед более важными официальными стартами, как на чемпионате мира в Кванджу и чемпионате европы в Киеве, который будет разыгрываться олимпийские лицензии в Токио.
Если оценивать выступление итальянской пары здесь, а у меня двоякие чувства. С одной стороны, я рад, что ребята сделали программу. С другой стороны, конечно, что вы хотите, чтобы они могли лучше его выполнить, но не все сразу, как говорится. Сегодня в унисон без четыре сложные прыжки, трудно даже просто, чтобы претендовать на чемпионат мира и Европы. Я не говорю уже о том, чтобы составить там достойную конкуренцию.
— Какой самый сложный прыжок в своей программе, когда он был спортсменом?
— Делать «трех с половиной» — авербах и под себя. Мы пытались в унисон винтами из передней стойки назад, раньше этот прыжок стоит 3,5, сейчас 3,3. Но вот за «четыре с половиной вперед в группировке» даже не помышлял, он выглядел, как сумасшедший.
— А что вы скажете тогда о «четыре с половиной вперед в положении на корточках»? Некоторые вещи, которые уже совершил этот прыжок с вышки?
— Теперь на метр делает «три с половиной вперед согнувшись», почему бы не сделать тройку на один оборот больше. Я думаю, что это будущее, так как «три с половиной авербах в положении на корточках». Патрик Хаусдинг уже, что пытается сделать этот прыжок. Когда хорошо работает, когда не получалось совсем. Но это только начало.
Я помню, как британцы Леон Тейлор и Питер Уотерфилд первый раз попробовали сделать с десятки «два с половиной оборота с двумя винтами». Все вокруг говорят: «Они сумасшедшие, это невозможно». А теперь это делают все. Я считаю, что постоянный поиск новых путей развития — это едва ли не лучший ингредиент для прыжков в воду. Да, в погоне за сложность нашего вида спорта, немного потерял в элегантности, но это было неизбежно.
— Когда вы сами прыгаете в последний раз?
— Мой последний отличный старт-это Кубок мира-2012. После этого итальянского телевидения предложил мне комментировать на Олимпиаде в Лондоне. И я почти перестал серьезно тренироваться. Честно признаться, в этот момент мне казалось, что я сыт, прыжки в воду по горло. В бассейн ходит через силу. Надо было еще повыступать некоторое время за свой клуб, потому что я солдат. В 2014 году. я, наконец, перестала прыгать. Только иногда, когда дети меня спрашивают, что нужно показать, чтобы я мог подняться на трамплин. Будет делать один прыжок — и возьмите за спину. Но это не означает, что спорт не в настоящей жизни, я бегу, я иду в зал.
— Какой результат в карьере, гордости больше, чем все?
— Мой самый большой успех, и одновременно с этим самое большое разочарование — это четвертое место в синхронных прыжках с трамплина на домашнем чемпионате мира в Риме 2009 года, когда мы с братом потеряли 0,09 бронзовым призерам канадцам Александр Депати и Рубен Россу. Это случилось на глазах нашей семьи. Головой я понимаю, что это едва ли не лучший результат в своей карьере, но чисто с эмоциональной точки зрения это было очень трудно, потому что мы упустили медаль.
ИЗНАЧАЛЬНО ВСЕ МАРКОНИ НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО
— Прыжки в воду, для вас практически семейный бизнес, если можно так сказать. В детстве вы, как правило, был выбор, чем заниматься или все дороги ведут в бассейн?
— Это смешно, но мой отец не любил воду, а моя мама очень боялась нырять. Так что это чистая случайность, что мы находимся в этом виде спорта. Мой Брат был пловец, но, как бы это правильно сказать, очень-очень невоспитанным. Он в буквальном смысле поселиться шторм в бассейне. Тренеру это, видимо, поднадоело, и в шутку сказал: «Николай, иди-ка ты лучше в прыжки в воду». Мой Брат был удивлен: «Прыжки в воду? А что есть такой вид спорта? Вот так все и началось. Я в это время ходил на футбол и мне это очень нравилось. Но потом я увидел, что удовольствие, мой брат получает от тренировок в бассейне и как там весело. И я подумал: может быть, мне тоже стоит попробовать. И вот, я пробовал, но то пробовал, сестра, дальше второй, плюс еще двоюродный брат.
— И в бассейне еще веселее…
— (Смеется). Это именно так. Как обычно, история для нашей семьи будет неполным, если не упомянуть о том, что спустя много лет, мой первый тренер Доминико Ринальди стал вторым мужем моей матери, а его сын, который мне принес брат, Томмазо Ринальди — тоже прыгун в воду, и впоследствии принял участие в Олимпийских играх в Лондоне.
Кстати, наша семья даже попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Два брата и сестра на одной Олимпиаде, это было в Пекине-2008. Оказалось, уникальный случай. Но самое забавное, как мы об этом узнали. Идем мы, значит, с Николая и Марии Кубка мира. Мы там были сделаны хорошо, но медали не взяли. Выходим из самолета и видим в аэропорту толпа журналистов. Я думал: «Интересно, что VIP-персоной с нами летела». И здесь меня окликнули: «Томмазо». Во-первых, я даже подумал, что послышалось. Это был долгий полет из Китая. Все мы очень устали. Но здесь нас догоняют журналисты и говорят: «Ты в Книге рекордов Гиннеса». Это было весело.
— Вы упомянули о том, что у вас есть две сестры, а мы знаем только один — медалистке чемпионатов Европы, участник трех Олимпиад (2000, 2008, 2016) Марие Маркони.
— Самая маленькая сестра тоже пытался заниматься прыжками в воду, но он был слишком ленив для спорта. В настоящее время она работает в банке в Милане. Она имеет сына, и он там ходит в бассейн. (Улыбается). В целом, у меня семь племянников, все мальчики, плюс мой сын, получается восемь. Не хватает только трех, и вы будете есть целая футбольная команда.
— Неужели команда по футболу может оказаться в семье с фамилией Маркони! Сборная по прыжкам в воду, вероятно, хотели сказать…
— (Улыбается). Моему сыну сейчас три года. И он уже прыгает с дивана, изображая прыжок в воду. Родилась шутка: «Да, возьми ты его в бассейн, наконец-то, а он тебя скоро и стул начнет нырять, будь осторожен». Мой племянник, сын Николая, он на семь лет, уже тренируется и показывает хорошие результаты. Даже право на финал национального чемпионата. Он очень маленький, и с большим трудом растягивается, как и я в свое время, в целом, как и все Маркони. (Смеется). В начале мы, как правило, не очень хорошие, взять тяжелую работу. Может быть, самый талантливый из нас есть сестра, но она не хотела так много работать, как мы с Николой.
— Это привилегия иметь возможность прыгать синхронно с братом, или такие семейные тандемы имеют и свои минусы?
— Мы с братом очень разные, я бы даже сказал противоположные. Николя любит все, что я ненавижу.
— Например…
— Например, он очень любит кино, мультики, читает мангу, играет в Playstation. А я терпеть не могу видеоигры. Когда мы росли, делили одну комнату. Николай мог часами сидеть за играми, в которые бьет и стреляет. А я в это время пытался учиться. Как я ненавидела все это (имитирует звуки стрельбы и ударов. — Прим. А. В.).
Но самое удивительное, в бассейн наши противоположные характеры помогли. Пришлось драться за одни и те же вещи. Кроме того, если в поведении мы были разные, в плане отношения к спорту, похожи, и это здорово, чтобы прыгать синхронно, вместе.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине