Ольга САЛАДУХА: «Меня часто спрашивают: «Как ты все это выдержала?»


Oльгa Сaлaдуxa. Фoтo: sportclub-isd.com

В Риo-дe-жaнeйрo 2016-финaл в жeнскoм трoйнoм прыжкe прoшeл бeз чeмпиoнки мирa-2011, брoнзoвый рaнг лoндoнскoй Oлимпиaды и трexкрaтнoй чeмпиoнки Eврoпы Oльги Сaлaдуxи. Нo бoльшoй пoбeдoй мoжнo считaть сaмo eгo присутствиe в oлимпийскoм сeктoрe дoнeцкa aтлeтки.

Пoслe трaвмы пoзвoнoчникa, дaжe сaмыe бoльшиe oптимисты срeди кoнсультирующиx Oля эскулaпoв нe дaвaли ни oднoгo шaнсa нa вoзврaщeниe. Нo этo были свoи взгляды нa будущee: oнa прoдoлжaeт прыгaть и ужe нaчaл пoдгoтoвку к нoвoму oлимпийскoму циклу.

МEЧТA ДOЛЖНA БЫТЬ, OТЛOЖИТЬ EЩE НA ЧEТЫРE ГOДA

— Пoслe Игр в Риo-дe-Жaнeйрo, для мeня дoстaтoчнo oдин мeсяц, — oбъясняeт Oльгa Сaлaдуxa. — Вмeстe с сeмьeй oтпрaвился нa мoрe: пoплaвaлa, пoзaгoрaлa, и с xoрoшим нaстрoeниeм вeрнуться дoмoй. Срaзу пoслe этoгo нaчaлись трeнирoвки — в нaсыщeннoм рeжимe и xoрoшeй фoрмe, чтo нe былo в тeчeниe пoслeдниx трex лeт. Этo oбнaдeживaeт и дoбaвляeт увeрeннoсти в сeбe. Слeдующий этaп — сбoр в Пoртугaлии: я нe плaнирую прoпустить зимний сезон.

— Как правило, в постолимпийские месяцев спортсмены спешат реализовать все свои неспортивные мечты. Чтобы управлять им?

— Это правда: только планируют свадьбу, а другие думают о потомстве. (Смеется). У меня все это уже есть. Я жила одна мечта: вернуться в спорт после травмы и хорошо выступить на Олимпиаде в Рио-де-жанейро. Теперь его мечта, чтобы отложить еще на четыре года.

— Вам удалось восстановиться после травмы?

— Лечения спины и восстановления после травмы козырек у меня почти два года. Чтобы полностью восстановиться, к сожалению, не удастся никогда: новый межпозвоночный диск уже не растет, это требует оперативного вмешательства. Но с врачами, реабилитологами и массажистами мы сделали все возможное: загрузить мышцы спины и постоянно поддерживать их в хорошей форме. Каждый мой день начинается со специальной виртуальной памяти. В течение пяти месяцев эти комплексы представляют собой почти весь мой тренировочный «рацион»: мне не было даже трусцой бегать. Реабилитологи сделали свою работу, ювелирного. Моя же задача состояла в том, чтобы терпеть все неприятные процедуры и нагрузки. Меня часто спрашивали: «Как ты все это выдержала? Мы не были бы в состоянии».

— И так, как вы все это выдержали?

— Это все во имя великой мечты, которая называется Рио-де-жанейро 2016. Каждый день собирает в кулак всю свою волю, я пришел на тренировку, а в пять часов работал. Покривлю душой, если скажу, что мысль «Я больше так не могу. Зачем мне все это на самом деле нужно?», не приходили в голову. Судьба каждый раз испытывала меня: сначала в больницу попала мама, то это перенес операцию тренера — таких близких мне людей. Я пришел в манеж психически истощенной. И вы должны работать. Я бесконечно благодарна моему реабилитологу Елена Майданюк: она была единственным человеком, который каждый раз ждал меня на арене. И я знал, что я там не зря. Что в меня верят. Что стоит продолжать этот трудный путь к своей цели.

Травмы спины — задавненной. Из-за бесконечных переездов, авиабилеты и другие грузы она обострилась. Долгое время я продолжал прыгать, преодолевая боль. Вот позвонки и налево, до того, что полностью стерся один диск. Это может привести к компрессионному перелому. И врачи в один голос говорят, что мне нельзя прыгать в целом. Мы резко уменьшить нагрузку: выключен штангой и все прыжковые упражнения. Я должен был пойти на эпидуральную терапию, чтобы хоть как-то снять боль. Затем стала неметь правая сторона тела. Проблемы растут, как грибы после дождя. И врачи настаивают на операции. Я в консультации в клиниках Германии и США, где мне предложили дорогостоящие операции и при этом ничего не обещают. По крайней мере один год, чтобы оправиться после операции не было никаких шансов. Некоторые врачи предлагают поставить позвонки «долговязый» или скобки, другие — заменить диск. Но ни одна из них не гарантирует, что после операции я не останусь с ограниченными возможностями. И мы приняли решение не делать этого.

После того, что мне пришлось переехать, и я уже не утверждала так категорично, что в Рио-единственный приемлемый для меня результат — это медаль. Большой победой стал тот факт, что я поехал в Бразилию. В конце концов, еще не так давно, не может сам встать с постели.

ПРЕДЛАГАЮТ ТУ ЖЕ ОПЕРАЦИЮ, КАК ИЗРАИЛЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ СЧИТАЕТ

— Вы сами верят в то, что вы можете не только вести нормальный образ жизни, но и вернуться в спорт?

— Да. Потому что меня окружали люди, которые верили в меня. Они каждый раз повторяют: «Ты-можешь! У тебя свой путь. И ты все преодолеешь!» Когда таких людей много, это мощный стимул. Кроме того, в этот период я смотрела много фильмов о сильных людях, которые не останавливали преграды. Это также был источником вдохновения для меня, чтобы пойти дальше.

— Смотреть на ваши попытки в секторе для тройного прыжка, перед глазами почему-то возникали другие прыжки — ли Евгений израиль по-прежнему считает в его последний сезон в фигурном катании. Это были не так лутцы и тулупы, как бороться со страхом перед эти прыжки…

— Все это правильно. Мы с Женей, как проблемы со спиной. Мне даже предложили одной и той же операции, которую претерпел израиль по-прежнему считает, — поставить хомут. Но врачи откровенно сказал: «Никто не может гарантировать, что во время прыжка — скоба не сломается или не скатиться с позвонков. А это может даже ухудшить ситуацию». У Женщин, насколько я знаю, с скобой не менее что-то случилось… Когда проходит боль, остается страх. И нужно немало времени, чтобы научиться, чтобы преодолеть его. Этот страх был частью меня во время бразильской Олимпиады. Путаница в секторе, не типичные для меня подготовка — все это свидетельствует о том,…

Мне в Рио-де-жанейро, по крайней мере, одну попытку, чтобы забыть о страхе! После этого, я думаю, удалось пройти квалификацию, в конце концов, физически я хорошо была готова к соревнованиям. Эта борьба продолжается. Но я стараюсь жить «здесь и сейчас»: полноценной жизнью, не помня, что в прошлом у меня были проблемы со здоровьем. Многие барьеры удалось преодолеть.

— Тот факт, что в Рио-де-жанейро не прошел в финал, потрясла вас? Или вы были готовы для такого развития событий?

— Нет, не было. Напротив, помня о том, как много работы пришлось выполнить и через какие испытания пройти, мне казалось, что это должно быть какое-то вознаграждение. Хороший результат, например. Но спорт функционирует по своим правилам… Из сектора я уходила в шоковом состоянии. В этом сезоне у меня были прыжки на 14,40 метров. А о событиях, о которых я так долго и упорно готовилась, не отскочила даже 14,00. Как результат — депрессия. Но мне удалось преодолеть и это. И я снова вернулась на трассу.

— Вы смотрели этот олимпийский финал?

— Да, по телевизору. Так даже интереснее, так как можно считать каждый опыт более детально, в замедленном темпе. Было очень интересно, потому что я сама так хотела, чтобы перейти в этот финал. И в то же время любопытно, чем закончится бой. За последние восемь лет такая плотность результатов была только в 2008 году, когда сразу шесть человек прыгать на 15 метров. В Рио до последнего момента невозможно было предположить, кто выиграет серебро и бронза. Девочки, держим интригу, разместившись друг от друга на расстоянии в несколько сантиметров. Я болела за Ольгу Рыпакову из Казахстана, мы уже давно были друзьями. А вот самым большим сюрпризом для меня было успешное выступление американки Кетуры Орджи, вымышленной, казалось бы, из ниоткуда.

— Гимнастка Анна Ризатдинова рассказала, что четырехлетний олимпийский цикл — это девять кругов ада. И нужно иметь особое мужество, чтобы решиться на новую Олимпиаду. Вы тоже так быстро принял решение еще на четыре года остаться в спорте…

— Рио-де-жанейро — это моя третья Олимпиада. Игры-2008 в Пекине я потерял финал, стала лишь девятой и очень трудно переживает после поражения. Так что мы с мужем приняли решение немного расслабиться и морально разгрузиться. Я ушла в декрет, из которой вернулся с новыми силами и желанием снова прыгать. На олимпийских играх-2012 в Лондоне принес мне «бронза», которая для меня на вес золота. Я был очень счастлив. Хотя до Игры все говорили, что олимпийские игры будут проходить под моим знаком, а победы обязательно получает меня. Это не безосновательные комплименты: в 2011-м я начал кг, а в олимпийский сезон, выиграв практически все турниры. Вся многолетняя подготовка складывалась не может быть лучше. Но незадолго до Олимпийских игр я надорвала коленную связку…

После в Лондоне, выиграл чемпионат Европы, стал призером чемпионата мира. Казалось, вот еще немного потренируюсь и… Но к событиям в восточной части страны (мы потеряли большой новый ремонт квартиры в Донецке, и переехали жить в чужой город, где не было никого и ничего), добавлялись все новые и новые проблемы. Этот период действительно был ад. Не сами тренировки, а все виды бытовых проблем, которые постоянно приходилось решать. И сама жизнь в спорте, мне ужасно нравится. (Улыбается). Для меня четыре года подготовки к Играм — это удовольствие, а не мучение.

СМОТРЕТЬ ПРЫЖКИ ЭДВАРДС, СЛУШАТЬ СОВЕТЫ КРАВЕЦ

— Вы можете прочитать, что о вас пишут в газетах или на Интернет-сайты?

— Сама никогда не ищу подобного рода информацию. Но родственники или знакомые иногда присылают мне на интервью или других материалов. Не люблю читать о себе. А вот другие виды спорта — с удовольствием. Обязательно смотрю выступления наших спортсменов летних видов спорта. А после того как моя дочь стала заниматься фигурным катание на коньках, любил и зимние виды. Всегда так волнуюсь за наших спортсменов. Она сама, прежде чем все более важные события «закрываюсь» в себе: не общаться с журналистами, не делаю прогнозы и ничего не комментирую. Даже не захожу в Интернет, чтобы лишний раз не волноваться и не «сжигают» нервной системы. Да, и на сами соревнования я люблю, чтобы прийти «под старт», чтобы не вариться в предсоревновательной овсянка.

Для меня важно выходить на старт с холодной головой, чтобы собраться с мыслями, чтобы спокойно совершить все свои маленькие ритуалы и перейдите в секторе конкурируют. Я не настраиваюсь на агрессию. Меня Постоянно спрашивают: «Ты можешь в конце концов разозлиться?» Я Не могу сделать. Для меня это не нужно. В секторе соревнуюсь исключительно с собой. Да, именно так и со всеми соперницами поддерживаю теплые отношения. А вот высокие результаты оппоненток меня завод. Когда вы смотрите на успешных попыток соперниц, самой хочется окунуться еще дальше. Это вдохновение остается со мной еще некоторое время, даже на тренировках. Я готова сделать все, чтобы быть на первом месте!

— Какая победа была для вас наиболее принципиальным и приятным?

— Когда в 2014-м в Цюрихе в третий раз подряд стала чемпионкой Европы. Мне сказали, что в Украине не возможно никому. Было приятно. Эта победа пришла мне в борьбе с россиянкой Екатериной Коневой. Он отлично готов, и в каждом опыте может быть добавлен. Но Кейт не могла нормально попасть на планку. Я также принес победу второй попытки, я прыгнула на 14,73.

Раньше я старалась первая попытка сделать как можно легче. И, как правило, она получила далекой. И в конце соревнований, как правило, могла еще прибавить. Все дело в концентрации. Если первые попытки были получены далеко, морально легче настроиться на дальнейшее соревнование. Даже небольшое преимущество над соперницами заставляет их нервничать, а это означает зажиматься. Так что лучше сразу прыгать далеко, и поэтому, чтобы облегчить себе жизнь. (Смеется).

— Чем интересны ваши главные соперницы?

— Каждый из нас, отказов, как он может. Одни принимают легкостью и техники, других силой. Колумбийка Катрин Ибаргуен сегодня самый сильный в мире. Это фактурная и физически мощная спортсменка. И прыгать в ней больше силы, особенно по сравнению с европейскими девушки — техничными, более изощренными и прыгучими. В женском тройном прыжке, я бы не стал выделять эталоном техники. А вот у мужчин это уникальное Джонатан Эдвардс — худой и сухой, и невероятно прыгучий. Прыжки на 18 метров, в него пошли только после тридцати лет. В таком солидном для спорта возрасте Джонатан стал рекордсменом мира (18,29). Его рекорд, установленный в 1995-м, держится до сих пор. Мы с тренером часто читаю, видео прыжки Эдвардс и стремиться к достижению подобного идеала. Много работаем, чтобы техника: скорость взлета, постановкой ног в каждой фазе прыжка, каждый отскок — чтобы не потерять скорости, каждый пункт — сделать все по-максимуму. Когда спортсмен худой и невесомый, его стороны не может быть мелочей. Ольга Рыпакова, смеясь, мне сказал: «В Рио на подиуме я самый маленький». Колумбийка с венесуэлкой Юлимар Рохас на две головы выше Оли и гораздо более мощные. Я тоже не пойду на эти параметры мощность и резвый за счет легкости и прыгучести.

Мне кажется, так же, для простоты и технического совершенства будущего тройной прыжок. В самом деле, сильный, не так и просто прыгать, потому что даже физически тяжело носить на таком расстоянии, большей массы тела. Мощные девушки не могут допрыгнуть до мирового рекорда в легкой, изящной Инессы Швалев (15,50), которая проводится уже семнадцать лет. Мы будем время от времени общаться с Инессой, так как работаем в одной структуре, погранвойсках. Это происходит, подсказывает мне, дает хорошие советы.

В ВЕЧЕРНЕМ ПЛАТЬЕ НЕ ПОБЕГАЕШЬ

— В одном интервью вы сказали, что не хотите, чтобы ваша дочь каталась на велосипеде, папа, член сборной Украины по велоспорту Денис Боровских. Почему?

— Велоспорт — суровый вид, который требует огромных затрат времени и сил. Путь к спортивной победе требует полной отдачи. Но фигурное катание или легкая атлетика для девочек, все же предпочтительнее. Хотя, если после нескольких лет Диана, чтобы выбрать велосипед, я ничего не скажу. Договариваться ее с отцом. (Смеется). Вот он так точно не хочет, чтобы моя дочь стала велосипедисткой.

— И вы часто садитесь на велосипед?

— У нас есть большая семейная мечта: пойти все вместе на велопрогулку. Но до сих пор мы не можем ее реализовать. По крайней мере, потому что у меня еще нет велосипеда. На данном этапе моя страсть велоспорт, ограничивается тем, что я фанат супруга на чемпионатах мира и Олимпиадах. Точно, и Деннис пытается следить за легкоатлетическим сезон, и все меня поддерживают.

— Как прошли путь велосипедист, и легкоатлетки?

— Мы учились вместе в Донецком университете физической культуры и спорта, правда, на различных курсах. Но у нас были общие друзья-спортсмены, которые и познакомил нас.

— Вы так естественно выглядеть на романтических фотосессий. А в жизни вы романтик?

— Интересных предложений всегда достаточно, но вы хотите попробовать что-то новое я могу только тогда, когда в нос не соревнования. Мне очень понравилась фотосессия Sport&Beauty — вечерние платья и шиповках, которая сочетает в себе силу духа и женственность. Я хотел показать людям другую сторону спорта. На самом деле, мне редко удавалось одеть платье, не то, что на какое-то торжественное событие. Когда каждый день у вас интенсивные тренировки, в платье не побегаешь. И да, в глубине души я-мечтатель, который хочет романтики в жизни случалось больше.

Елена САДОВНИК, Спорт-Экспресс в Украине

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.