Нa 20 июля. Лaвлoк. O. Джeй. СИМПСOН (в цeнтрe) вo врeмя слушaний пo услoвнo-дoсрoчнoму oсвoбoждeнию. Фoтo: Reuters
Пeрвoгo oктября O. Джeй Симпсoн выxoдит нa свoбoду пoслe дeвяти лeт в тюрьмe.
Нa прoшлoй нeдeлe суд oбeспeчивaeт eгo xoдaтaйствo oб услoвнo-дoсрoчнoм oсвoбoждeнии.
«СЭ» вспoминaeт истoрию oднoгo из сaмыx спoрныx фигур в истoрии aмeрикaнскoгo спoртa.
Зoи Тур, oдин из пилoтoв, кoтoрыe принимaли учaстиe в пoлицeйскoe пoгoня зa O. Джeй Симпсoнoм, скaзaл впoслeдствии: «Oчeнь мaлo людeй слышaли рту тaк сильнo, кaк O. Джeю. Этo прoстo… эпическое падение».
«Я НЕ ЧЕРНЫЙ. Я О. ДЖЕЙ»
В рейтинге крупнейших раннинбеков (одно из роль в этом виде спорта. — Прим. «СЭ») в истории американского футбола, недавно опубликованы на веб-сайте НФЛ, Симпсон, занимает третье место. Он стал звездой национального масштаба, едва достигнув 20 лет. В это время О. Джей уже является обладателем мирового рекорда в эстафетном движения на 440 метров и один из самых перспективных футболистов в Лос-Анджелесе.
Но настоящая слава пришла к нему в ноябре 1967 года. В заключительной четверть финальная игра студенческого чемпионата на глазах 90 тысяч болельщиков переполнены «Лос-Анджелес Колизей» Симпсон в одном розыгрыше пробежал 64 ярдов и заработал решающие 6 очков. Его команда выиграла титул, а матч вошел в число десяти величайших игр XXI века. Через год О. Джей превращается в наиболее ценный игрок лиги. А еще чуть позже — первый номер драфта НФЛ.
Слава пришла к нему во время активной борьбе темнокожего населения США за гражданские права. Когда в некоторых штатах в сша еще существовала расовая сегрегация. Когда в стране разносились последние выступления Мартина Лютера Кинга. Когда в пяти километрах от Белого дома горели кварталы, подожженные где-то борцами за справедливость, а где-то и обычные хулиганы.
Но для Симпсон все это не существовало. Как в этот момент вряд ли является главной афроамериканской звездой в Америке, он полностью игнорирует существование расовых проблем. Он ни разу не поучаствовал в протесте и не поддержали ни одной акции в защиту гражданских прав. Он отказался от участия в бойкоте Олимпиады, как объяснить, что «не знает, чего именно они пытаются достичь».
«Я думаю, что они должны следовать своим убеждениям, — сказал он. — Я не хочу сейчас принимать в этом участие, просто потому, что я не занимаюсь бегом. Во время Олимпийских игр будет играть в футбол, так что мне просто нечего сказать по этому вопросу».
Симпсон не заметил эти проблемы и отказывается разделять людей на черных и белых. «Я не черный, — часто повторял он. — Я О. Джей».
2000 ЯРДОВ
22 лет О. Джей регулярно появляется в сериалах и телевизионных шоу, работает по рекламному контракту с «Дженерал моторс», и даже не был уверен, что будет продолжать спортивную карьеру. В любом случае, не за жалкие 50 тысяч долларов в год, предложенный владельцем «Баффало Биллс».
Условия Симпсон неслыханное — 650 тысяч долларов в течение пяти лет. Теперь, когда минимально допустимое в НФЛ зарплату (ее получают игроки, которые часто и в поле не ходить) — 465 тыс. человек в год, это звучит смешно. Но в те времена среднестатистический футболист получил около 2 тыс. долларов в месяц, так что предложение игрока, казалось невероятной наглостью. В конце концов стороны сошлись на 350 тысяч за четыре года, что сразу же делает О. Джей самым высокооплачиваемым футболистом страны.
И на первый взгляд казалось, что безосновательно. В первые три года, продолжает периодически появляться в рекламных роликах и сериалах, в области Симпсон не показывает ничего выдающегося. Позже во всем виноват старший тренер Джона Рауча, что отдельные игроки «Биллс» и, вообще, будет называться «худший тренер в истории футбола». Но, все это игра О. Джей не ладилась, и год от года все чаще звучит предположение о том, что он «пустышка».
Перелом произойдет в 1973 году с приходом нового тренера, с самого начала заражавшего игроков идея «от двух тысяч ярдов». Изначально мало кто тогда верил, что это вообще возможно. Для последнего матча сезона, рекорд Симпсон переживало больше людей, чем обе команды вместе взятые.
В этот вечер О. Джей забил 200 ярдов, что позволило ему первым в истории лиги, чтобы преодолеть отметку в 2000 ярдов за сезон. Впоследствии повторить достижение удалось еще пять раннинбеков, но уже после того, как в 1978 году. продолжительность регулярного сезона был увеличен на два матча (по 16 матчей). За 14 матчей удалось только Симпсону.
Он провел 11 сезонов в НФЛ, пять раз выбирался в символические команды, стал лучшим игроком атаки и самый ценный игрок лиги, как и многие из его рекордов — в том числе по количеству ярдов за матч (143,1) в течение сезона — по-прежнему не имеют себе равных. В 1985-м О. Джей был включен в Зал славы американского футбола.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЮБИЛ ВСЕХ
Он никогда не остановится на достигнутом и хочет быть пионером не только на футбольном поле. Симпсон стал первым афро-американцем, который активно снимался в телевизионной рекламе. Он очень — контракты с «Дженерал моторс», «Ар.. Автомобиль», несколько телевизионных — и совершенно невероятную историю о работе с «Герц», лицом которой он был более десяти лет. Он стал первым человеком, с темной кожей, заставившим других покупать. Хотя сам он не признавал это достижение: «Войдя в комнату, я не верю, как внутри белые парни и сколько черных. Когда я подписывал контракт с «Дженерал моторс», я не думал, что я первый черный человек, который сумел. Я никогда не придавал этому ни малейшего значения».
О. Джей признавал, что часть его успеха стало возможным благодаря акции протеста, развернувшиеся в пятидесятых и шестидесятых годах. Но проблемы на Роза Паркс, отказывавшейся не поддаваться на белого человека на место в автобусе, полицейского беспредела в Южном Централе Лос-Анджелесе и «Мечта» Мартин Лютер Кинг для него просто не существует.
Борцам за равенство позиции Симпсон, кажется по крайней мере странной, но именно благодаря ей он долгое время играл в их борьбе, другой, может быть не менее важную роль. Он представляет противоположность тех парней, что на олимпийском пьедестале, поднял вверх кулаки в черных перчатках. Те, кто постоянно ищет и кричать о равноправии. Те, которые выходят на улицу, чтобы урегулировать беспорядки. Он является противоположностью афроамериканцам, которые боялись. Он стал едва ли не первым афро-американцем, которого любил почти все — независимо от цвета кожи.
Для одних она представляет собой вид черного человека, который был дружелюбный, ничего не требует и не несет в себе малейшую угрозу. Который абсолютно ничего от них не отличается. Для других он-символ успеха, который может быть афро-американец, выросший в гетто. Человек, который судит не по цвету кожи, — но в природе, качеств и достижений.
Отношение к проблеме приведет к успеху. Он отрицает существование не только самой проблемы, но и глубокие причины. Он считал, что различные цвета кожи не существует. И после него в это поверило огромное количество людей.
Люди любят, О. Джей, и он ответил то же самое. Он был благодарен всегда и везде: от товарищей по команде до поклонников, чем телевидение. Он светился практически в любой ситуации. Он не говорил поклонников для их ожидания и никогда не обвинял газон (запись 200 метров он забил на скользком заснеженном поле нью-йорк стадион, где иногда бывает трудно даже просто стоять на ногах). Он может с легкостью провести на улице несколько часов, пока очередь за автографами, наконец, не иссякала.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ФУТБОЛА
В середине семидесятых Симпсон активно начинает сниматься в кино и несколько раз порывается закончить спортивную карьеру. Стремясь быть как можно ближе к Голливуду, он перебирается играть в Сан-Франциско, где развернуться актерской работы едва ли не больше времени. Наконец, после того, как на западном берегу двух не слишком успешных сезонов, звездный раннинбек официально уходит из футбола, чтобы посвятить себя кинематографу.
Вероятно, чтобы показать себя в «Сан-Франциско» он также предотвратить изменения в семье. На 77-й О. Джей, без памяти влюбился в 18-летнюю Николь Браун. Два года спустя он разводится с женой после 12 лет совместной жизни, а еще через пять месяцев умирает его полуторагодовалая дочь.
Актерская карьера Симпсон, как правило, удовольствие, но ее значимость не имеет себе равных ни его рекламы и футбольные успехи, ни с того, что произошло дальше. Несмотря на отсутствие больших ролей, О. Джей продолжает вращаться, пока это было возможно, вплоть до 1994 года. Наиболее успешными стали герои в кино «Перевал Кассандры», «Козерог-1» и серии «Голый пистолет».
Параллельно он начал работать телекомментатором и спортивным браузер, но и тут серьезного успеха не достиг. Тем не менее, остается любимым афро-американец всея Америки, Симпсон продолжает то появляться в различных телевизионных шоу.
Активно занимаясь инвестициями, он имеет в собственности акции нескольких компаний. В настоящее время, когда жизнь Симпсон начал быстро разваливаться, его состояние, накопленный за последние двадцать семь лет, оценивалось в одиннадцать миллионов долларов. Самый высокооплачиваемый управления современной НФЛ Левеон Белл будет получать больше только на один ближайший сезон.
Жизнь О. Джей полностью изменилась, поздно вечером 12 июня 1994 г., когда его бывшая жена Николь (Симпсон во второй раз развелся в начале 92-й) и его друг Рон Голдман были найдены зверски убит во дворе собственного дома. Голова Николь была почти полностью отделена от тела.
Последующего уголовного процесса является, вероятно, наиболее широко освещаемых судебных процессов в истории США. Погоня полиции за Симпсоном (больше похожая на кортеж сопровождения) и все судебные заседания транслировались по национальному телевидению в прямом эфире. В день оглашения приговора (по данным журнала GQ) экономика США теряет около 480 млн долл. долларов, потому что «падают все» — трансляцию посмотрели сто миллионов человек.
Симпсон не знал (и до сих пор не признает) себя виновным, хотя огромное количество прямых и косвенных улик почти не оставляло ему шанс. Но команда юристов, почти сразу же прозванная «команду мечты», сделать невозможное. Каждый свидетель обвинения публично скомпрометирована. Многие, как я смотрю, что происходит, просто отказались участвовать.
Обоснованность каждой улики, была поставлена под сомнение. Но, главное, что они сумели превратить процесс «семьи Голдман и Браун против Орентала Джеймса Симпсона» в процессе «белые против черных», в процесс, где пристрастные и некомпетентных сотрудников суда и полиции пытается незаслуженно цеха за решетку порядочного гражданина, просто за то, что его кожа была темного цвета. Цвет кожи О. Джей вдруг имеет значение.
«Если они могут посадить даже О. Джей миллионы и команда мечты — так, чтобы черных вообще не существует справедливости!» — кричали пикетчики из здания суда.
«ОН НЕ МОГ СМИРИТЬСЯ С ПОТЕРЕЙ ТРОФЕЕВ»
После последних случаев Родни Кинга и Латаши Харлинс легко поверить, что в полиции беспредел. В сознании афро-американцев в Лос-Анджелесе всплывали невероятно яркие образы черного человека, получившего при задержании более 50 ударов дубинкой и 15-летней девочки, застреленной в затылок при попытке украсть бутылку апельсинового сока.
В памяти властей города, и в то же время стояли не менее яркие образы убийств и разрушений в результате за эти шесть-дневное восстание.
Если работа адвокатов в то время процесса до сих пор не включена в юридические учебники, безусловно, стоит сделать (как промо-компания «Hertz» — уроки для специалистов по рекламе). Как вывести из себя обвинителя, как не для того, чтобы попасть в перчатки убийцы, как завоевать симпатию жюри — предусмотрено все до мельчайших деталей. Симпсон был признан невиновным.
Но созданный им образ — О. Джей, успешный человек, не цвет кожи — больше не существует. А после видит благосостояния стал исчезать, и материально.
Спустя полгода гражданском суде Симпсон признал себя виновным в смерти Рона и Николь и обязал его выплатить семьям погибших 33,5 миллиона долларов, что Симпсон не было. Он не имел ничего. Для открывает налогового мошенничества при О. Джей захватили дом. Все, что он имел, — футбольное пенсия, на 28 миллионов долларов в год. В рамках выплаты долга семьи Goldman, пришлось продать даже спортивные награды.
С потерей трофеев О. Джей не смог смириться (как не мог смириться с потерей жены, которая, по словам друзей Николь, продолжает преследовать после развода), и пытался вернуть их обратно. За вооруженное ограбление торгового спортивных редкостями и попытке похищения человека в 2008 году. он был приговорен к 33 годам лишения свободы.
«Мое главное достижение, — однажды сказал О. Джей, — в том, что другие люди видят во мне только человека, а не черный человек».
С тех пор прошло почти пятьдесят лет. Большинство жителей США сейчас, возможно, считают, что эта фраза является оскорбительным. В значительной степени благодаря образу, который он когда-либо создал, в каждом человеке, они в первую очередь видят человека. Но в интересах О. Джее они теперь видят осужденным преступником.
За последние девять лет Симпсон провел в тюрьме «Лавлок», который, по признанию одного из охранников, скорее, как «круизный лайнер за колючей проволокой». Это смотритель по имени Джеффри, Феликс. В прошлом году он опубликовал книгу «Guarding the Juice» в тюрьме жизни Симпсон и взаимоотношениях заключенного и надзирателя.
«С первого дня О. Джей был счастлив, — сказал он недавно в интервью для USA Today. — Он всегда в хорошем настроении, всегда шутит и смеется».
Но как бы он ни был счастлив, Симпсон все же хотелось бы попасть на свободу. И в четверг суд одобрил ходатайство об условно-досрочном освобождении. Первого октября О. Джей Симпсон снова выйдет на свободу, где его ждут 28 тысяч пенсии, несколько миллионов долгов и адвокат семьи Голдман, Дэвид Кук.
«Я думаю, название Симпсон в настоящее время входит в тройку самых известных на планете, — сказал он накануне встречи в интервью Page Six. — Он, один человек, который сидит в Белом доме, и президента Владимира Путина. А если у вас есть такой товарный знак, и вы его реализовать».
В прошлом семья Голдман уже удалось вмешаться в планы Симпсон. Из-за их вмешательства в 2006 году был полностью уничтожен тираж написанной при участии его книги «Если бы я сделал это», рассказывает, вероятно, для убийства Рона и Николь. Впоследствии все права на книгу перешли на родственников жертв, и она была переиздана.
После двух месяцев, когда 70-летний О. Джей снова окажется на свободе, представители семьи Голдман, не будет отставать от него ни на шаг.
«Хорошая новость для г-н Симпсон в том, что он скоро выйдет из тюрьмы», — говорит Кук. Хуже то, что я в чертовски хорошей форме».
Владимир ОМЕЛИН, Спорт-Экспресс