Сорвал тормоза. Украина импортирует выросли авто

Кaждый мeсяц укрaинцы пoкупaют всe бoльшe и бoльшe aвтoмoбилeй.

Журнaл кoррeспoндeнт рeшил выяснить, чeм вызвaн рoст, кoтoрый нeизбeжнo зaxвaтывaeт стaтистикe, и oжидaeт, чтo рынoк в этoм гoду.

Пo дaнным Aссoциaции aвтoпрoизвoдитeлeй Укрaины (Укрaвтoпрoм), в этoм гoду зaфиксирoвaн знaчитeльный рoст и прoизвoдствa, и импoртa лeгкoвыx aвтoмoбилeй. Этo oсoбeннo ярко выглядит Динамика импорта автомобилей. В первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого зафиксировано почти в четыре раза увеличить ввоз подержанных иномарок, в частности, в марте и в 4,5 раза. Доля импортных подержанных автомобилей на первичном отечественном рынке в марте составляла 35%, тогда как год назад на этот сегмент приходилось лишь 15% от общего объема продаж.

Из тридцати наиболее популярных марок в первом месяце весны падение наблюдалось только в российских ВАЗ, ЗАЗ украинский и французский Citroen. Однако, по сравнению с февралем, в марте этого года на все, кроме Мицубиси. С какой стороны ни посмотри, и динамика положительная.

Вторая рука

Резкий статистический скачок не всегда указывают на уникальный процесс роста происходит на фоне провала в прошлом году, говорят эксперты.

«В январе, феврале, марте прошлого года было импортировано очень мало машин в Украине, потому что он был введен экологический стандарт Евро-5, — говорит генеральный директор Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. И конечно все были импортированный в ноябре-декабря (2015). Если рассматривать 2015 год, было больше импортных, а в 2016 году – было падение».

Директор департамента маркетинга и экономического анализа Ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников также сказал: «в этом году возрастной диапазон автомобили, соответствующие Евро-5 увеличился, а, следовательно, снизилась их средняя цена по сравнению с прошлым годом предложение. Следовательно, продолжение роста импорта таких машин».

Но не только создание еще одного экостандарт отразилось на рынке подержанных автомобилей. В августе прошлого года Верховная Рада снизила акцизы на импорт подержанных автомобилей. И, по мнению большинства экспертов, это в свою очередь оказало значительное влияние на рост импорта этих машин.

Генеральный директор информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий также добавляет, что в преддверии лета рынок всегда aktiviziruyutsya.

Сочетание всех этих факторов и дает такую прекрасную картину в цифрах. Однако, это не отменяет тот факт, что ввоз подержанных автомобилей из-за рубежа растет, и динамика, по мнению экспертов, будет продолжаться.

Свежевыкрашенный

Экологический стандарт Евро-5 в Евросоюзе был введен намного раньше, чем Украина, и автопроизводители уже ставят машины соответствующего класса, включая украинских дилеров. Но импорт новых легковых автомобилей в Украине растет и является весьма впечатляющим, хотя и не с такими шокирующими цифрами, как импорт автомобилей-подержанные.

Главная причина того, что топливо продаж новых автомобилей отложенный спрос. «Люди, которые привыкли менять свои автомобили на новые, откладывали покупку, пока в стране усугубляет ситуацию.– сказал Назаренко, — и, между тем, флот нуждается в обновлении. И теперь этот огромный отложенный спрос постепенно реализуется».

Также на рынок влияет на экономический рост и относительная политическая стабилизация. Кроме того, даже в трудные времена в Украине всегда была развита теневая экономика, где многие заработали деньги на покупку автомобилей.

«У нас есть огромный пласт теневой экономики. Когда мы рассказывали, как народ живет в бедности и минимальной заработной платы делает невозможным для сбора на автомобиль – зло, — говорит Назаренко. — Зайдите на любой сайт, в котором собраны объявления о предоставлении услуг и порядок обслуживания и пишите, что вам нужно работать дома и писать сумму 500 гривен в день. Я думаю, что много желающих выступить? Верите мне – немного. Есть зарплата, есть деньги в стране. Конечно, эти деньги будут реализованы. Люди будут покупать автомобили».

Призрак украинского производителя

Среди секторов рынка автомобилей, где статистические данные показывают рост был отечественный автопром. В старые времена, когда лоббисты отечественного автопрома продавал всяческие препоны для импортеров, он говорил с ненавистью. Несколько лет назад, когда украинские автомобильные заводы останавливают производство и остановили конвейер, они даже говорили с жалостью. Сейчас, обсуждая «роста», многим не могу помочь, но улыбка.

«Давайте называть вещи своими именами – никакое производство, — говорит Омельницкий. — Что нам пытаются «продать» под видом производства это не так. В нашей стране действует только сборка автомобилей компания «Еврокар», который собирает автомобили Skodaв Закарпатье. Это только начальный этап производства – сборка из skd-комплектов. Все остальные предприятия группы останавливали машины и очень долго».

Производственные мощности украинского автопрома сегодня загружен не более чем на два процента, — говорит Овсянников.

«До сих пор простаивает конвейер ЗАЗ и «Богдан», т. е. растения, способные производить автомобили по полному циклу производства. Впечатляет с первого взгляда, прыгать относительные показатели объясняются очень низкой базой сравнения», — отмечает аналитик.

В этом свете, но хорошая новость в том, что на этой низкой базы для сравнения, не наблюдается отрицательной динамики.

 

Летучий голландец

Прилив поднимает все лодки. Но в нашу гавань с приливом подошел и корабль-Призрак. На загородных дорогах часто становятся видны машины с иностранными номерами. Если пять лет назад это было обычным явлением в приграничных районах, теперь на встречу не один, а целая вереница машин с номерами стран ЕС в любой город Украины.

Если раньше, приезжая на отдых в Закарпатье, Киев жители были тихо завидуют местные жители, ездящие на машинах с венгерской или румынской (и, вероятно, с «запасной» румынские и венгерские паспорта), теперь это позволить себе любой житель страны. Как недавно пошутили на Facebook, мой коллега Денис Elohin, «символом дня стал автомобиль на литовском номере, чтобы заправляться за незаконный ввоз топлива на АЗС в Индустриальном районе».

Реформа органов внутренних дел, в частности, привели к тому, что сейчас, по сути, нет никакого контроля над нерастаможенных автомобилей, которые колесят по дорогам страны. Если раньше такой автомобиль, будь он под управлением гражданина Украины, было изъято, а гражданин может быть оштрафован, но теперь на них ездить относительно безопасно.

Учитывая тот факт, что права собственности в Украине являются не предметом поклонения, а силы принуждения слабы, все больше и больше людей с чистой совестью «приобрести» несколько тысяч евро машину, права на которые принадлежат иностранной компании или гражданина другого государства.

Количество несписанные транспортные средства, используемые внутри страны, чтобы оценить не берется никто. Но отрицать, что их слишком много, невозможно. «Старые» участники рынка крайне негативные отзывы о покупателях и продавцах этих машин, и надеемся, что власти до них добраться.

Возможно, эксперты просто выдаете желаемое за действительное, но, безусловно, они правы, что ситуация ненормальная для функционирования государства.

Есть несколько политиков, которые хотели заработать очки для владельцев нерастаможенных автомобилей. Народный депутат Владимир Парасюк и группа 94 его коллеги пытались провести через парламент закон, легализующий эти автомобили. Но проект был отклонен на заседании Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Одним из главных аргументов стало нарушение равноправия граждан. Один уже заплатил все налоги, и другим предоставляется возможность «срезать углы».

Впрочем, вряд ли это была последняя попытка легализовать «литовских» машин. Особенно если на горизонте маячат перевыборы.

Было бы лучше

Все опрошенные эксперты корреспонденту считают рост рынка легковых автомобилей в Украине уже в этом году. «Укравтопром» прогнозирует рост продаж новых автомобилей в 85 тысяч штук, Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров смотрит на перспективы автоперевозки более сдержанно и обещает цифра 65 тысяч. Генеральный директор компании «Автоконсалтинг» Омельницкий уверен, что растут все сегменты, как новые, так и законных б/у, и прямая контрабанда.

Драйверы роста, глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тарас Коваленко добавляет даже активном содействии самих производителей. Они готовы снизить цены для украинского рынка и помощь в кредитовании, что выходит за рамки банковских схем. Причем это касается не только новых автомобилей.

На развитие импортных автомобилей с пробегом окажет положительное влияние и долгожданный «безвиз», если ее внедрение не будет нарушена в завершающей стадии.

Больной вопрос для рынок подержанных автомобилей идет с 1 января 2018 года Введение в Украине экологического стандарта Евро-6. Это может спровоцировать рост импорта в последние месяцы текущего года, но подорвать импорт подержанных автомобилей в следующем году.

В Верховной Раде уже зарегистрирован ряд законопроектов, предложив отложить введение Евро 6 в Украине. И есть шансы для этого.

«Введение» Евро-6 » перекрывает кислород нашим псевдопластичности. – сказал Коваленко. – И, учитывая все компоненты нашего бизнеса – это невозможно. Я уверен, что коммерческие интересы не позволят ввести Евро-6 в ближайшее время. Кроме того, ведутся переговоры о введении облегчение ввоза в форме стандарта Евро-4″.